Как будет реализовано подушевое финансирование казахстанских частных и государственных школ, рассказала на площадке филиала НПП «Атамекен» в Алматы вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, сообщает корреспондент МИА «Казинформ».
Подушевое финансирование в государственных и частных школах постепенно внедряется в Казахстане. Сейчас по 5 государственных школ Алматы и Астаны финансируются путем перечисления средств из госбюджета за каждого ученика, в пилотном режиме, но уже с 2020 года все городские государственные школы перейдут на этот принцип.
А с 1 января 2019 года все частные школы Казахстана, а их сейчас 121, переходят на подушевое финансирование. На 22 тысячи учеников в год государство будет выделять 12 млрд тенге. Частные школы вправе сами решать, использовать госфинансирование или нет. К сотрудничеству с МОН РК уже проявили интерес 20 из 51 частных школ в Алматы. Что касается подушевого финансирования, то в стране 140 школ перешли на эту систему.
С сентября 2019 года к ним присоединятся все школы Алматы и Шымкента. МОН стимулирует развитие частных школ, чтобы разгрузить государственные школы. Уже в 2018-2019 учебном году восемь частных школ Астаны получат финансирование, а с 2019 года государственный заказ начнут получать все частные школы Казахстана. По словам вице-министра, механизм получения госфинансирования частными школами прост и понятен. Объявляется конкурс на размещение госзаказа в частных школах, после чего желающие подают пакет из 6 документов, комиссия ведет отбор, после чего его итоги размещаются на сайте.
«Мы возмещаем бизнесу инвестиционный компонент, в течение 8 лет 231 тысяча тенге, помимо траты на само обучение, возмещаются траты на строительство школы. Мы подсчитали: если учится 3600 детей, то средние затраты на школу — от полутора до двух миллиардов тенге. Образовательно-инновационные лицеи (бывшие КТЛ) это устраивает. Со временем будем внедрять для всех»,- рассказала Бибигуль Асылова.
Размер норматива подушевого финансирования (НПФ) будет различаться по уровню образования (начальное, среднее, высшее), виду общеобразовательной программы, месту обучения, а также будет напрямую зависеть от формы собственности школы. Иными словами, НПФ будет разделено на три уровня и рассчитано в соответствии с ними.
Базовый государственный образовательный стандарт составит 224 704 тенге, коммунальные услуги и интернет — 10 823 тенге, стимулирующий компонент — 231 000 тенге на одного ученика в год. Если бизнесмен строит новую частную школу, то ему за одного ученика перечислят 478 098 тенге, если частная школа действующая, то он получит деньги только за базовый государственный стандарт. Но здесь остаются вопросы о дороговизне частных школ. Поскольку цены в большинстве частных школ в год намного выше, чем сумма норматива.
Как сообщалось ранее, в международных школах оплата составляет около 19 тысячи долларов, в казахстанских частных школах в среднем год обучения стоит 1-2 миллиона тенге. Самая низкая цена, по словам председателя республиканской Ассоциации частных организаций образования Розы Садыковой, 80 тысяч тенге в месяц. Какой бы ни была стоимость, в эту сумму входит транспорт, питание, кружки, обучение. В некоторых заведениях есть вступительные взносы — от 30 тысяч тенге.
«Согласна, что должен быть доступный ценовой сегмент. Мы надеемся, что они будут вынуждены пойти на снижение, потому что конкуренция появится и в цене, и в качестве. Пилотный проект идет в Астане, там пока не снизили цены, потому что это учредители должны решать, и это все только началось. Мы будем переговоры вести. Это и есть задача. Мы с собой зовем бизнес, каждый норматив согласовывали с ними»,- пояснила вице-министр.
Что касается государственных школ, то для них также открываются новые возможности. Например, они смогут объединяться друг с другом, благодаря переходу на форму управления от ГУ к КГП на ПХВ.
«И государственные школы будут бороться за детей, могут взять в управление 3-4 школы, распространять свой опыт. Школы смогут реорганизовываться на ПХВ. К примеру, в Алматы школы на 3600 детей смогут в течение 3 лет по две-три объединиться, получить инвестиционный компонент, накопить деньги и сделать пристройку. Сами школы могут организовать строительство, любой бизнесмен может. Если в вашу школу не вместить всех желающих, к примеру, но к вам идут ученики, потому что у вас хорошие педагоги. Тогда вы можете с соседней школой объединиться и создать совместную. Такую задачу я поставила перед Астаной, в рамках пилотного проекта. Государство дает деньги, но требует конкуренцию, развитие»,- рассказала Бибигуль Асылова.
Вице-министр уверена, что внедрение подушевого финансирования разовьет конкуренцию в государственных школах, они будут заинтересованы. Если к ним не пойдут дети, финансирование к ним не пойдет. Это привлечение лучших педагогов. Также это поможет поднять зарплату учителям. Им будут платить не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности, которые он осуществляет. Будут стимулирующие надбавки, премии. Все это приведет к росту конкуренции в сфере школьного образования, уверены в министерстве, а также строительству новых школ, разгрузке действующих. Школы будут заинтересованы в привлечении учеников, и будут создаваться все условия.