Дата проведения: 26.10.2016г.
Подготовила: Смаилова З.Е.
Цель:познакомить коллег с методами формирования универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления.
Задачи:
-продемонстрировать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД;
-создать условия для активного взаимодействия участников мастер- класса между собой;
-организовать рефлексию мастер- класса с целью определения его результативности.
Форма:практическое занятие
Составляющие мастер-класса:
Вызов:
- актуализация и анализ имеющихся знаний по заданной теме;
- пробуждение интереса к заданной теме.
Осмысление:
- получение новой информации, ее осмысление;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- поддержание активности, интереса.
Рефлексия:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями.
В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, из расчета в группе 4- 5 человек). Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент цветного (жёлтого, зелёного, красного, синего) кружочка, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми цветными листами, расположенными на столах. Работа в группах начинается с распределения ролей.
Мастер-класс проводится в три этапа – «вызов – осмысление – рефлексия». Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Каждая команда детально работает над вопросами темы мастер-класса. Участники мастер- класса выясняют, какие УУД можно формировать, используя приёмы критического мышления. После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд, обмен опытом между ними. Кроме того, командам предстоит объединиться и создать единый итоговый продукт.
Предисловием к своему мастер-классу я взяла притчу «О рае и аде». Небольшое обсуждение притчи настроило участников к слаженной и продуктивной работе.
На стадии вызова произошел обмен мнениями о том, что лежит в основе технологии развития критического мышления. Далее я предложила прием «Дерево предсказаний», использование которого предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата. Участники с помощью данного приема ответили на вопросы: Что, на ваш взгляд, даст наша встреча? С какой целью мы собрались? И что мы получим в итоге?
В дальнейшей работе перед нами встал вопрос: Что такое технология? На данном этапе было важно узнать, какие ассоциации и предположения вызывает данное слово. Узнать, какие знания имеются у учителей опонятий«технология», помог прием «Корзина идей». Данный прием используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. На моих уроках ученики делают это устно.
Следующим заданием для участников стало составление кластера для определения понятия «технология». Им было дано задание прочитать текст, выделить ключевые слова, раскрывающие понятие «технология». Заодно это была для них возможность проверить свои предположения. Задание было выполнено успешно. Учителя графически отобразили размышления об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко. Таким образом, мы закончили этап, направленный на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации, активности в работе.
Следующий этап ТРКМ-это этап осмысления. На данном этапе нужно было дать определение понятию «Критическое мышление». Для этого был предложен прием «Инсерт» для работы с текстом. Данный прием способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое. Учителя при чтении текста обозначили, что им было известно, а также выделили, что было для них новым. В итоге они получили более полную информацию о критическом мышлении. Также на этапе осмысления можно применять прием «Толстых и тонких вопросов».
Следующий обязательный этап современного урока- это рефлексия, при котором происходит систематизация полученных знаний на уроке. Для рефлексии на данном занятии я выбрала прием «Синквейн». Учителя с удовольствием составляли синквейн на тему «Критическое мышление». Один из них я хотела бы привести в качесте примера.
Мышление
Критическое, личностно- ориентированное.
Обучает, развивает, воспитывает.
Поиск.
В качестве обратной связи я применила прием «Облако тегов». В данном приеме они дали оценку не только нашему занятию, но и мне как педагогу.
Атмосфера на мастер-классе была дружелюбная. Активность участников была на высоком уровне. Я сама тоже получила от них эмоциональный заряд и желание совершенствовать свой профессионализм дальше.